версия для печати09.07.16

Учёные открыли схемы "взлётов" и "падений" в мировых литературных сюжетах

Все литературные произведения строятся на чередовании эмоциональных полюсов, выяснили учёные из Computational Story Lab в университете Вермонта. Они провели исследование, которое позволило им выделить шесть основных эмоциональных дуг, построенных на основе эмоциональных “взлётов” и “падений”. По мнению исследователей, часто встречающиеся в произведениях различные эмоциональные траектории образуют узоры, которые являются значимыми - ведь способность человека общаться опирается частично на общий эмоциональный опыт. 
Учёные изучили 1737 текстов из электронной библиотеки Проекта «Гуттенберг», которые были скачаны более 150 раз, и выделили шесть основных траекторий, которые образуют строительные блоки сложных нарративов (взаимосвязанных событий).
В основу метода изучения легла идея о том, что каждое слово имеет положительную или отрицательную эмоциональную окраску. Учёные использовали алгоритм, в котором каждому слову присваивалось числовое значение в соответствии с эмоциональной нагрузкой. Далее алгоритм делил текст на отрывки и высчитывал среднее эмоциональное значение. 
В результате исследования выявились шесть доминирующих дуг, которые соответствуют литературным сюжетам: “взлёт - (“Rags to riches” или “Из грязи в князи”), падение ("Tragedy" или “Из князи в грязи”), падение-взлёт (“Man in a hole” или “Человек в яме”), подъём -падение (“Icarus” или “Икар”), взлёт-падение-взлёт (“Cinderella”или “Золушка”), падение-взлёт-падение (“Oedipus” или “Эдип”. Безусловно, уверены авторы, существуют более тонкие построения, но в целом эмоциональные кривые выглядят именно так. Исследователи считают, что эмоциональные дуги всех книг о Гарри Поттере строятся по одной схеме “Из грязи в князи”, хотя эмоциональная окраска меняется от сцены к сцене.  
Эмоциональные дуги могут не совпадать с композицией и сюжетом произведения, подчёркивают исследователи. “Эмоциональная дуга повествования не дает нам прямой информации о сюжете или предполагаемом значении истории, а скорее существует как описательная часть целого», - отмечают они. Кроме того, авторы обнаружили, что определенные эмоциональные дуги пользуются большим успехом. Например, судя по количеству загрузок с сайта библиотеки “Гуттенберга”, читатели предпочитают истории с часто меняющейся эмоциональной окраской и заканчивающиеся “падением”.
Данное исследование, считают учёные, может быть интересно как литературоведам, так и разработчикам программ для написания текстов. 
Педсовет.orgКомментарии (0)

Комментарии (0)

Ваш комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, необходимо авторизоваться.
Стать участником »

Новости Педсовета

Внимание! Этот сайт находится в стадии переноса на новую версию. 
Только для чтения доступны модули "Блоги", "Форумы", "Календарь". 
Рекомендуем Вам сохранить свои личные сообщения на компьютере в архивном файле. Все остальные материалы перенесены на новый сайт. 
По всем вопросам пишите в редакцию.
Примерный срок закрытия этой версии сайта 1.07.2016

Анонсы предстоящих событий