Второй век профориентации


22.08.2010, 22:04

Игорь Михайлович Реморенко, Директор Департамента стратегического развития Минобрнауки, высказался о своем видении профессиональной ориентации.

А еще летом были опубликованы комментарии, принадлежащие мне и Павлу Семеновичу Лернеру, к "профориентационным" результатам исследования «Молодежь России: социологический портрет»,которое было проведено под руководством директора Института социологии РАН Михаила Горшкова и директора федерального государственного учреждения «Центр социологических исследований Франца Шереги».

18.02.2010, 00:17

Уважаемые коллеги!
Выкладываю обновленный перечень ссылок на ресурсы, которые можно использовать при подготовке профориентационно-значимых проектных работ.
Извините, перечень без аннотаций и пока неструктурирован, в таком виде размещаю его только для совместного проведения нескольких мероприятий.

http://www.profvibor.ru
http://abiturient.by
http://www.profosvita.org.ua/ru/index.html
http://www.edu.ru/db/portal/index_org.htm
http://www.planetaedu.ru
http://www.postupim.ru
http://moscollege.umcpo.ru
http://www.proekt-pro.ru
http://ege-prof.ru
http://www.mosteens.ru/ru/you_future
http://www.sami-forum.ru
http://profcentr.tomsk.ru
http://www.edunews.ru
http://www.ed.vseved.ru
http://www.osvic.ru
http://www.rabotas.ru
http://www.cpc.tomsk.ru
http://www.echo.msk.ru/programs/pspisok
http://www.abituru.ru
http://delovie.ru
http://www.job.ru
http://www.labor.ru
http://www.metodkabi.net.ru
http://www.msu.ru/work
http://www.myprof.ru
http://www.csta.mosuzedu.ru
http://www.profcareer.ru
http://profedu.ru
http://www.iacedu.ru
http://www.pkariera.my1.ru
http://www.proftime.edu.ru
http://www.proforientator.ru
http://www.psykonvoy.ru
http://www.profcenter.mosuzedu.ru
http://profguide.ru
http://www.profor.ru
http://profguide.ru
http://step-into-the-future.ru/
http://www.shkolniky.ru
http://vsetesti.ru
http://www.proforientation.ru
http://www.shkolniky.ru/
http://www.profcareer.ru/
http://www.msu.ru/work/
http://www.pkariera.my1.ru/
http://www.job.ru
http://stupenyrosta.narod.ru/

Уважаемые школьники, участвующие в текущей проектной работе!
Для выполнения вами проектной работы Вам, скорее всего, понадобятся следующие ресурсы с доступным профессиографическим содержанием

http://www.profvibor.ru/
«Электронный музей профессий».

http://moscollege.umcpo.ru
Перечень профессий и специальностей (начальное и среднее профессиональное образование)

http://www.rabotas.ru/
Истории успеха, профессии, карьера.

http://www.echo.msk.ru/programs/pspisok
Архив тематической радиопрограммы «Послужной список» на радио «Эхо Москвы».

http://www.planetaedu.ru
Каталог учебных заведений предоставляющих возможности: получения высшего образования, второго высшего образования, дополнительного образования, профессиональной переподготовки, образования за рубежом, дистанционного образования.

http://www.postupim.ru/
Можно завести тему в форуме и обсудить проблему.

http://www.mosteens.ru/ru/you_future/
Разная информация о профессиях.

http://profcentr.tomsk.ru/
Краткий словарь-справочник современных профессий, словарь профориентационных и психологических терминов,

http://www.edunews.ru/
Справочник вузов России, справочник техникумов и вузов.

http://www.ed.vseved.ru/
Вузы Москвы и России, рейтинг Вузов, новости образования, статьи, рефераты.

http://www.osvic.ru/
Профессия, зарплата, поиск работы.

http://www.labor.ru/
Сайт департамента труда и занятости населения города Москвы.

http://www.msu.ru/work/
Раздел «Профориентация и трудоустройство» на сайте МГУ

http://www.myprof.ru/
Описание некоторых профессий и специальностей, тесты, статьи по профориентационной тематике.

15.05.2009, 13:53

Весной 1999 года, 10 лет назад, одна учительница в разговоре со мной сетовала: «Как же не ко времени Ваша профориентация!». Когда я поинтересовался, что же именно «ко времени», то она объяснила, что на дворе 200-летие Пушкина и региональное ведомство рекомендовало все мероприятия «подверстывать» под этот юбилей. А профориентация никак с этой тематикой не сочетается.

Зато теперь это упущение исправлено, по крайней мере – в Москве. Вчера Коллегия столичного Департамента образования приняла решение о том, что организация работы по профессиональной ориентации признается приоритетным направлением, в округах создаются соответствующие Центры, а в школах – кабинеты…Профориентация снова "ко времени"...

17.03.2009, 22:18

1 место - Манифест Коммунистической партии
2 - "Майн Кампф" Адольфа Гитлера
3 - Цитаты от председателя Мао
4 - Доклад Альфреда Кинси
5 - Джон Дьюи "Демократия и образование"
6 - Карл Маркс "Капитал"

Подробности здесь...

03.02.2009, 22:01

По просьбе участников очередного семинара рабочей группы "Цифровая школа", состоявшегося 30 января 2009 г., публикую ссылки на некоторые новые и ранее действовавшие источники отечественных профориентационно значимых ресурсов

Время выбирать профессию (автор - Резапкина Г.В.)

Методический кабинет профориентации (автор - Резапкина Г.В.)

Набор профориентационных ЦОРов к учебнику "Технология" под редацией Симоненко В.Д.

Поисковик по путям продолжения образования в вузах России на портале "Федеральное образование"

Система профессиональной ориентации ИАЦ ДО г.Москвы

Обзор путей получения среднего профессионального образования в г.Москве

Профориентационный раздел на портале "Федеральное образование"

Один из примеров перечня сокращенных обзорных профессиограмм

Пример результата профориентационного консультирования (компания "Гуманитарные технологии")

Информация о Красноярской краевой дистанционной профориентационной олимпиаде

Профориентационный детский вики-проект "Первые шаги"

Напоминаю, что в первом сообщении этого блога от 25 ноября 2008 г. даны ссылки на примеры зарубежных "регионально ориентированных" (из Калифорнии, США и Нового Южного Уэльса, Австралия), инструменов профориентационной работы с подростками. В них представлен ряд интересных находок, которых пока нет в отечественных источниках, например короткие видеосюжеты о профессиях и примерные алгоритмы конструирования послешкольного будущего.

18.12.2008, 00:22

Сегодня прошла он-лайн конференция с Евгением Викторовичем Ткаченко. Мой вопрос к нему (про профориентацию и компетентностный подход) был в конце первой части, но гораздо интереснее оказалась вторая часть. В ней он рассказал и о деградации начального профессионального образования, и том, почему "Боинг" против ЕГЭ, и раскритиковал принимаемые правительством к действию подходы ГУ-ВШЭ к образованию "синих воротничков" в России, и поругал "верхи" за то, что они начинают править Конституцию с изменения сроков президентства, а не с 43-й её статьи. Я слушал Евгения Викторовича с удовольствием, чего и остальным желаю.

16.12.2008, 00:16

Евгений Гонтмахер в он-лайн конференции о территориальной мобильности:

у нас малый бизнес, к сожалению, не востребован - но у нас нет и территориальной мобильности. Хорошо, вы лишились работы в городе N. У Вас нет возможности узнать, а какая есть вакансия в городе M. Ну, даже вы узнали про эту вакансию, но у вас нет общероссийского банка данных, который мог бы быть вам доступен в Интернете. Или вы пришли в Центр занятости, а вам сказали: знаете, вот там, на другом конце России, для вас есть место, где хорошая зарплата. Но дальше второе: жилье. Ведь это целая проблема. Вы должны продать свою квартиру в этом городе, там купить, туда переехать. Это же все хлопотно и по времени, и по деньгам. Почему бы государству не взять на себя вот эти заботы. Нанять риэлтерскую частную компанию, вы говорите им: да, мне надо вот в этот город, я продаю свою квартиру или там что у меня есть, а там вы купите мне жилье, где я буду жить. Мне предлагают какие-то варианты. Я говорю: вот этот вариант мне подходит. Или там съем квартиры, это у каждого свои обстоятельства. Мне предлагают этот вариант, хорошо, я с этим согласен. Все. После этого мне через неделю приносят все документы, оформленные не за мой счет, оформленные этой риэлтерской конторой по договоренности, например, с этим государственным Центром занятости, который проплатил этой конторе документы. А мне еще и билеты приносят, чтобы я с семьей туда переехал. И мог оплатить, например, багаж. Эти вещи, их очень много, это, так называемая, социальная технология, которых колоссальное количество. Их, кстати, и у нас, их надо просто тиражировать, и в мире в том числе, вот эти технологии. Было бы желание и политическая воля их использовать

30.11.2008, 12:30

Из материалов заседания Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации 19 ноября 2008 г.

Кого готовит высшая школа, и кто требуется стране. Доклад Я.И.Кузьминова

Информационное сообщение пресс-службы

Министр образования и науки А.А. Фурсенко, заранее отказавшись от участия в дискуссии, ограничился комментариями, которые примирили взаимоисключающие суждения выступавших. "Возможность вовсе не есть обязательность. Я не могу согласиться с тем, что надо прийти к цифрам советского времени, когда максимум 20% выпускников школ шли учиться в вуз, но и поощрять людей, не склонных учиться и только умеющих поставить крестик вместо подписи, получать высшее образование – это некорректно. Но когда мы делаем доступным образование некачественное, мы обманываем людей".

27.11.2008, 01:04

Вот так выглядит профориентационный электронный киоск "Живи та працюй в Україні".
О контенте не знаю, но дизайн привлекательный.



Как их правильно называть - не уверен в том, какая версия лучше - электронный киоск, сенсорный терминал, тач-скрин...

25.11.2008, 00:11

Почему же "второй век"?

Причина первая.

Первый век хронологически прожит. И это не просто дата. В США 100-летие открытия первого бюро в Бостоне отмечают на уровне государства. Проводится ряд представительных мероприятий и торжеств, в том числе на уровне высших правительственных структур.

Причина вторая.

Наступает век цифровой профориентации.
Вот ориентированные на подростков достойные примеры из Калифорнии (США) и Нового Южного Уэльса (Австралия). Те самые пресловутые регионы, которым и надо как-то своими силами решать кадровую проблему. У нас таких больше 80. Наверное, и у нас тоже что-то такое будет. Достойная задача для проекта "Цифровая школа"...Мы с коллегами сделали первые шаги на пути создания электронного курса на профориентационную тематику. Первая версия его уже существует: вот тут маленькая демонстрация, в самом нижней части страницы, курс "Мой выбор"

Причина третья.

В "Яндексе" периодически набираю в "Новостях" заветное словосочетание "профессиональная ориентация" и вот, наконец, после многих лет, машина стала выдавать не "скудные бюджетные выделения", а сообщения о том, что там-то и там-то начало что-то реально происходить. Может это кризис, а может наконец-то "припекло...". Например, "припекло" братскую Украину. Приняли в сентябре этого года государственную программу, во-вторых, реализуют проект ""Живи та працюй в Україні". Ведь уезжают... и не только к нам, но и в Восточную Европу... И опять цифровые чудеса. Профориентация живет не столько на школьной достке, сколько в устанавливаемых в школах электроных киосках - терминалах, нам больше знакомых в качестве "деньгожуев", принимающих оплату за телефон. Зашевелилась и российская столица, хотя у нее проблема противоположная - в неё все едут, а не из неё - появилась программа "Рабочие кадры", обсуждается вопрос о воссоздании центров профориентации, но пока у Департамента нет их чёткого видения. Зато местами есть много цифрового оборудования. Снова "привет" "цифровой школе" - и из столицы России, и из столицы Крыма, где и был установлен первый "тач-скрин".

Причина четвёртая.

Век двадцатый... Мы помогаем молодому человеку встроиться в систему сложившихся профессиональных структур, ищем для него типовые сценарии. В наступившем веке человек всё чаще будет не "выбирать профессию", а "создавать свою профессию" - творить свой собственный пакет компетенций ("соответствий вменённому"). И работодатель будет искать того, кто ему соответствует. А не наоборот. Не всегда, но все чаще и чаще.

Причина пятая.

Второго века у человека в этом мире не бывает. Будет ли он у профориентации? Проблема остаётся, но как будет называться способ ее решения? Педагоги назовут - "поддерджка профессионального самоопределения". Самоопределение... "пять пальчиков В.И.Редюхина". Это ж и самому самоопределиться понадобиться... А не каждый сможет. И самому сложно. Тогда более приземленно - "сопровождение проектирования образовательно-профессионального маршрута". Длинно...но как короче, чтоб не только в казенном отчете, но и чтоб людям было понятно... А управленец как переназовет профориентацию? "Единая образовательно-кадровая политика..." На мой взгляд ёмко, но тоже... так просто не выговоришь...Только в интервью местному телевидению. Может, у Вас есть подходящее слово или короткое словосочетание?

Или есть еще и другие причины, по которым профориентации суждено или не суждено прожить свой второй век? С новым (или старым) названием, с новыми целями и ценностями, с изменившимся содержанием, балансируя между регаментированными школой реальными "мероприятиями" и веб-два-нольной необозримостью цифровых имитаций...

Николай Родичев Николай Родичев
Институт содержания и методов обучения РАО
зав.лабораторией
Лига образования