сохранить версия для печати
25 августа. Учитель как ученик /

УЧИТЕЛЬ КАК УЧЕНИК: конференция

В этой теме проходит основное обсуждение. Приглашаем!

1. ПРОЛОГ

2. ПРОГРАММА

3.ДОКЛАДЫ

4. ССЫЛКИ

5. ПРОТОКОЛ

    Уважаемый коллега! Эта конференция завершила свою работу. Сообщения оставлять уже нельзя, архив обсуждения доступен только для чтения. Расписание конференций: 

    23 августа Учитель как профессионал / 24 августа Учитель как исследователь / 26 августа Учитель как личность  / 30 августа Учитель как гражданин  
    стандартный режим линейный режим древовидный режим  
    Владимир Анненков
    24.08.2010, 19:59 #1
    Владимир Анненков
    Дорогие коллеги в поддержке непрерывного саморазвития учителя.

    В этой конференции наша проблема: переход от традиционной практики эпизодического повышения квалификации к современным требованиям и технологиям повседневного саморазвития учителя.
    Кроме обсуждения, желательно подготовить рекомендации органам управления образованием по совершенствованию условий и практики непрерывного развития работников образования.

    Прежде чем вступать в дискуссию, посмотрите на странице нашего форума "Пролог" (акценты взаимодействий в течение дня), "Программу" (примерное расписание наших "уроков" за 24 часа 25-26 августа), "Доклады" (собрание докладов, поступивших в номинацию "учитель-ученик"), "Ссылки" (переход в документ Гугл, открытый для редактирования всем, воспользовавшимся ссылкой).

    Сейчас документ "Ссылки" представляет собой черновик для пополнения аннотированными ссылками на ресурсы Интернет, полезные учащемуся учителю, а также для отбора наиболее актуальных и информативных источников нашего направления. Кроме того, можем вместе составлять и редактировать "Народный глоссарий учащегося учителя", переход к которому указан в начале собрания ссылок. Собрание ссылок и Глоссарий расширяют возможности продуктивной совместной работы в форуме.


    С 15.00 мы переходим в тему "...обсуждение докладов".
    Обратите внимание на опрос "Учитель как ученик: мнения". Приглашаем участвовать как в опросе, так и комментировании его результатов.
    Параллельно с нашей конференцией проводится дискуссия о роли директора школы в её жизни.


    Теперь о некоторых "тонкостях" наших взаимодействий в конференции.
    а) Для структурирования конференции в ее пределах будут заведены несколько веток. Заголовки этих веток увидите в их начальных постах. Если захотите продолжить обсуждение в ветке, жмите "ответить" в конце начального поста и в начале своего ответа цитируйте заголовок ветки и ту мысль на которую откликаетесь.
    б) Если хотите поставить на обсуждение новую тему, жмите "Написать сообщение" над строкой "25 августа. Учитель как ученик / конференция".
    в) Не злоупотребляйте цитированием. Оставляйте в "Цитате" только текст, на который откликаетесь.
    Григорий Ищук
    24.08.2010, 20:28 #2
    Григорий Ищук
    «Между нами учителями поговорим об учениках»
    (шутка, сам придумал)

    Я, Ищук Григорий, учитель физики школы №33 города Иваново буду одним из модераторов этой ветки (я тоже не очень понимаю, что такое модератор). Моя позиция – СЛУШАТЕЛЬ. Буду пытаться всех услышать и помочь взаимослушанью. Буду что -то выделять (конечно, красным). Простите.
    Ясно, что учитель: а) вынужден перманентно учиться или доучиваться; б) по статусу учитель должен проходить курсы повышения квалификации; в) у всякого учителя есть свой интерес; г) ученик такой пошел, что хочешь, не хочешь - приходится узнавать новое. Поэтому, как мне кажется об этом говорить не стоит. Это бесспорно. А тогда о чем?
    Вот с этого и начнем.
    На мой взгляд, достаточно обсудить один вопрос: Каким качеством должен обладать учитель для того, чтобы он присвоил позицию «Учитель как ученик»? Чтобы эта ипостась не тяжка ему была. Чтобы эта степень помогала в профессиональной жизни.
    А закончить можно созданием образа «Учитель как ученик».
    Владимир Анненков
    25.08.2010, 05:56 #3
    Владимир Анненков
    ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ

    Ветка с таким названием была создана в период подготовки нашей конференции. Эту ветку открывал следующий пост П.В.Шиварёва:
    Цитата
    1.1 Проблема несоответствия институциональной модели повышения квалификации и сетевой модели развития образования.
    Развитие системы образования все чаще видится в логике сетевых моделей. Формируются образовательные сети, сетевая логика, сетевые формы взаимодействия постепенно входят в практику, при этом система повышении квалификации остается статичной, институциональной. Указанный факт, как известно, был отмечен и президентом Д.Медведевым, что вызвало в свою очередь существенный резонанс.
    Все это актуализирует необходимость разработки сетевой модели развития профессиональной компетентности педагога, предполагающей
    1) множественность независимых друг от друга центров, объединенных целью развития профессиональной компетентности педагога, взаимодействующих между собой в рамках совместно разрабатываемых программ и проектов на различных уровнях;
    2) реализацию накопительных моделей повышения квалификации не в рамках одного института (центра), а в рамках сети;
    3) развитие вариативности - взаимозаменяемых равноценных направлений развития, возможностей выстраивания каждым педагогом индивидуальной траектории развития своей профессиональной компетентности;
    4) развитие систем дистанционного обучения педагогов, их дистанционной поддержки, в т.ч. – информационной, методической, психологической;
    5) возможности гибкой, мобильной перестройки сети как в условиях чрезвычайных ситуаций внутри самой сети, так и при изменении внешних условий;
    6) обеспечение мобильности как вертикальной (в смысле наращивания уровня интенсивности повышения квалификации, вплоть до реального непрерывного образования), так и горизонтальной, т.е. предоставляющей возможности для повышения квалификации, не исходя из принципа «у нас есть такие-то программы», а исходя из принципа удовлетворения любых профессиональных запросов, возникающих у целевых аудиторий;
    7) изменение отношения к образовательному учреждению. Образовательное учреждение в сетевой модели не место, где работают целевые группы профессиональной деятельности институтов повышения квалификации, и не «площадка», которая должна организовать повышение квалификации своих педагогов. Образовательное учреждение в этой модели становится ресурсным центром повышения квалификации, полноценным участником сети, предлагающим другим участникам свои уникальные ресурсы;
    8) изменение отношения к педагогу. Педагог в сетевой модели не тот, кого надо «обучить», а тот, чья сетевая активность и индивидуальная образовательная траектория оказывают влияние на сеть (конечно, сообразно актуально раскрытой силе личности данного педагога)

    1.2. Проблема несоответствия модели повышения квалификации развитию компетентности педагога .
    Указанное несоответствие состоит, на наш взгляд, в том, что мы мыслим (а соответственно и организуем) повышение квалификации по модели, которую можно было бы назвать сукцессивной, т.е. разделяя собственно процесс повышения квалификации (развития профессиональной компетентности) и процесс профессиональной деятельности. То есть мы приглашаем педагога на двухнедельные курсы с отрывом от работы и предполагаем, что происходит краткосрочное повышение квалификации.
    Но и повышение квалификации, и развитие профессиональной компетентности симультанно (т.е. слитно, неразрывно) с профессиональной деятельностью педагога
    - педагогической
    - исследовательской
    - инновационной
    - управленческой
    - методической
    Т.е. именно отрыв от работы и делает практически невозможным продуктивное повышение квалификации, превращает курсы повышения квалификации в выдачу документов, подтверждающих посещение курсов.
    Указанное замечание требует выстраивания модели и системы работы с педагогом даже не столько «до, во время и после курсов», сколько в ходе накопительной модели развития профессиональной компетентности, где в рамках сети,
    - учреждениями дополнительного профессионального педагогического образования (институтами повышения квалификации);
    - муниципальными методическими службами;
    - образовательными подразделениями иных организаций;
    - Центрами повышения квалификации,
    имеющими лицензию на образовательную деятельность и аккредитованными в установленном порядке, педагогу могут выдаваться подтверждающие уровень его квалификации документы с учетом разных форм активности данного педагога, в частности:
    - освоения теоретической информации со сдачей соответствующих тестов на владение данной теорией не только на уровне репродукции, но и на конструктивном уровне;
    - участия педагога в исследовательской деятельности, причем как самостоятельной, так и в составе творческих коллективов;
    - участия педагога в инновационной деятельности, стажировки в инновационных проектах, создание инновационных разработок;
    - методической работы педагога, в том числе научно-методической работы (написание статей, рецензирование материалов, разработка различных учебно-методических комплексов, проектов и т.п.);
    - работы педагога как организатора или автора мастер-классов, семинаров, круглых столов, педагогических мастерских для других педагогов

    1.3. Проблема недостаточности бюджетного финансирования повышения квалификации в условиях введения новой системы оплаты труда и нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений
    Указанная проблема заключается в том, что при обучении с отрывом от производства администрация образовательного учреждения должна выплатить педагогу, «идущему на курсы», среднюю заработную плату и оплатить замены уроков педагогу их проводящему. При этом методика нормативно - подушевого финансирования образовательных учреждений не предполагает выделение на это каких-либо средств (кроме стимулирующего фонда).
    Данный момент требует разработки иных механизмов, например – дистанционных, или таких, при которых администрация при установлении выплат стимулирующего характера может устанавливать их за то, что педагог систематически повышает свою квалификацию, тем более что повышение квалификации – обязанность педагога.

    1.4. Проблема отставания содержания программ повышения квалификации.
    Проблема заключается в том, что существенная часть программ повышения квалификации направлена на освоение педагогами теоретических знаний (формирования соответствующих профессионально-педагогических знаний, умений и навыков),
    Более того, авторы многочисленных образовательных программ продолжают находиться в целевой установке, основанной на идее передачи педагогу-практику знаний, «накопленных» педагогической наукой (практикой).
    При этом система образования переходит на компетентностный подход, что требует соответствующих изменений содержания программ повышения квалификации. Открытость большого количества информационных источников, развитие образовательного сегмента Интернета не просто преодолели дефицит информации, а создали во многом ситуацию избыточности информации.
    Указанное противоречие объективно требует иных подходов к организации содержания развития профессиональной компетентности педагога


    Что коллеги думают о проблемах, выделенных Павлом Васильевичем? Комментируем в "ответах" на этот пост
    Олег Шубкин
    25.08.2010, 09:02 #4
    Олег Шубкин
    Здравствуйте!
    Как не парадоксально, но современный педагог должен перенимать накопленный опыт не только у старших коллег, но и у своих учеников. С точки зрения ребенка, взрослые, на самом деле, почти ничего не знают и многого не умеют. Они не знают, как открыть крышку нового сотового телефона, не могут двух шагов пройти в «Контру» и «GTA», не знают не одного движения из тектоника, понятия не имеют, что такое паркур. Граффити их раздражает, а что касательно музыки…
    Как-то три или четыре года назад приезжие мальчишки услышали знакомый звуковой сигнал с моего мобильника: «У вас на телефоне аська?!» Когда они услышали от меня историю создания ICQ, и что она создана аж в 1996 году (год их рождения), они долго не могли придти в себя. Обособленность и закрытость определенного спектра знаний их детского мира, в который нежелательно пускать вечно брюзжащих и поучающих взрослых, жестоко таяла на глазах… «Да пацаны одни рассказали» - слукавил я, пытаясь спасти положение, и парни заметно повеселели.
    Учитель должен постоянно ставить себя на место ребенка, жить его мыслями, все время оставаться, в самом деле, учеником. А если нашел общий язык даже с очень закрытым ребенком, то можно считать, что педагогическая задача почти уже решена.
    Григорий Ищук
    25.08.2010, 09:08 #5
    Григорий Ищук
    Цитата (Олег Шубкин, 25.08.2010, 09:02)
    Учитель должен постоянно ставить себя на место ребенка, жить его мыслями, все время оставаться, в самом деле, учеником. А если нашел общий язык даже с очень закрытым ребенком, то можно считать, что педагогическая задача почти уже решена.


    Должен, вынужден или иначе невозможно?
    Almaz Hasret
    25.08.2010, 09:11 #6
    Almaz Hasret
    Здравствуйте, удачи Вам в дискуссиях...
    Уважаемые коллеги прочитав выше написанное я вспомнила одну фразу:
    Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. (Али Апшерони)

    С уважением, Алмаз Хасрет
    г. Баку, Азербайджан
    Владимир Анненков
    25.08.2010, 09:14 #7
    Владимир Анненков
    Цитата (Олег Шубкин, 25.08.2010, 09:02)
    Как не парадоксально, но современный педагог должен перенимать накопленный опыт не только у старших коллег, но и у своих учеников.


    Почему "парадоксально"? В докладах по нашей номинации многие авторы говорят об этом как само собой разумеющемся. Как относитесь к проекту открыть в нашей конференции ветку "Учимся вместе"?
    Almaz Hasret
    25.08.2010, 09:15 #8
    Almaz Hasret
    Цитата (Владимир В. Анненков, 25.08.2010, 09:14)
    Почему "парадоксально"? В докладах по нашей номинации многие авторы говорят об этом как само собой разумеющемся. Как относитесь к проекту открыть в нашей конференции ветку "Учимся вместе"?


    Да интересное идея!
    С уважением, Алмаз Хасрет
    г. Баку, Азербайджан
    Григорий Ищук
    25.08.2010, 09:16 #9
    Григорий Ищук
    Цитата (Almaz Hasret, 25.08.2010, 09:11)
    Здравствуйте, удачи Вам в дискуссиях...
    Уважаемые коллеги прочитав выше написанное я вспомнила одну фразу:
    Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами. (Али Апшерони)

    С уважением, Алмаз Хасрет
    г. Баку, Азербайджан


    Учиться можно по разному! скрытно - публично, самостоятельно-под руководством, системно-хаотично... И всякая ли учеба дает право на прибавку "... как Ученик"?
    Олег Шубкин
    25.08.2010, 09:17 #10
    Олег Шубкин
    Цитата (grigri, 25.08.2010, 09:08)
    Должен, вынужден или иначе невозможно?

    А жить человек должен или вынужден?
    90 v  1 2 3  »



       
    Smart
    Smart
    Лига образования