сохранить версия для печати
Искусство /

"Медведь на ухо наступил...

Уроки Музыки в начальной школе.
стандартный режим линейный режим древовидный режим  
Владимир Семенцов
09.09.2010, 20:51 #1
Владимир Семенцов
"МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ!"... Обзор проблем с приглашением к разговору.

Проблема 1-я: место предмета "Музыка" в российской школе.

Шутки шутками, а зря обижать зверя, всё же, незачем - если уж он на ухо наступит, мало не покажется! Это не медведь и не слон "наступили на ухо" более чем половине населения России. Это лишила возможности развить музыкальные способности ребёнка лицемерная система народного образования Советского Союза, плавно перешедшая в систему образования новой России. И имя этому "медведю" - РАВНОДУШИЕ АБСОЛЮТНОЕ.

Кинорежиссёр Карен Шахназаров - яркая Личность, один из крупнейших режиссёров нашего времени - профессионально рисует, пишет стихи, сценарии, великолепно разбирается в музыке, а... воспроизвести мелодию простенькой песенки - не может! В авторской программе Андрея Максимова "Личные вещи" (телеканал "Пятёрочка") он так высказался по этому поводу: "У меня нет слуха... вернее, вот здесь (указывает на грудь) я очень хорошо чувствую и понимаю любую музыку, но вот воспроизвести голосом мелодию не могу!". Как и многие другие люди, он относит это свойство к разряду СВОИХ физических недостатков (ущербность!), а на самом деле это - ущербность понятий всех уровней чиновничьей касты, сидящей на ОБРАЗОВАНИИ и, естественно, понятий школьной администрации об обучающих (но не развлекательных!) функциях урока "Музыка".

Спросите у завуча или директора вашей школы (гимназии), что представляет из себя урок музыки, каковы его задачи, что Вы услышите в ответ? Невнятный лепет о том, что, мол, урок этот прививает детям любовь к прекрасному, знакомит их с лучшими творениями мировой и отечественной творческой мысли и т.д. Но если (давайте пофантазируем!) впрыснуть им "сыворотку правды" или усыпить гипнозом и задать тот же самый вопрос, они ответят, что "Музыка" - это ненужный в учебном плане школы предмет, занимающий "не знаю зачем" целый час такого дорогого учебного времени, это - кость в горле администрации школы!

Кстати, о птичках - то бишь о пресловутом "дорогом" учебном времени: в середине 90-х годов я работал в одной из школ, где были два экстернатных начальных класса. Не всем известно, что это такое. Объясняю: ученики набранные в экстернатный 1-й класс, за два года (а тогда было трёхгодичное обучение в начальной школе) заканчивали начальную и переходили в среднюю школу. Часть детей (две трети) отбиралась в эти классы по тестированию, а контрольная группа (одна треть) набиралась, что называется, "с улицы". Я вёл музыку в этих классах и с интересом наблюдал за этими детишками. Уверяю вас - уже в декабре небыло видно никакого различия в развитии между "тестированными" детьми и детьми из "контрольной группы". Итак, за два года эти дети проходили учебный материал трёх лет обучения. Давайте подсчитаем: сколько учебных часов по различным предметам они "недополучили". Берём, к примеру, Математику. Считаем - пять часов в неделю умножаем на тридцать четыре учебных недели, получаем - сто семьдесят часов! То же самое и по русскому языку и по чтению и т.д. Они (дети) недополучили часы, но знания получили в полном объёме. Вот и поговорите теперь о недостатке учебного времени по "основным предметам"...

Но давайте вернёмся к заключительным словам предыдущего абзаца: "Музыка"... - кость в горле администрации школы!".

А ведь это (если подумать) и вправду - "кость", брошенная чиновниками в учебный план средней общеобразовательной школы только ради того, чтобы никто им "глаз не уколол" вопросом: "А почему так - везде (во всём мире) урок музыки есть. а у нас нет?". Ведь, по сути дела, один час "Музыки" в неделю - самая настоящая отмазка (или отписка, если хотите). В самом начале Перестройки (во второй половине 80-х прошлого века) шли разговоры о том, что, мол, "Музыке" и "ИЗО" добавят ещё по одному часу. Но всё получилось, как в той песне:

"Разговоры-д, разговоры -
Слово к слову тянется.
Разговоры стихнут скоро,
А дитя - останется!" - так и остался в учебном плане 1 (один) час на предмет "Музыка.

Что такое один час занятий в неделю? Это 34 урока за целый учебный год (сравните со ста семьюдесятью часами по каждому из "основных" предметов). Любая официальная учебная программа по "Музыке" укладывается в эти 34 часа. Но бывают, ведь, и форсмажорные обстоятельства, когда учитель, по той или иной причине, не может провести урок. В 1997-98 уч.году я, из любопытства, вёл дневник форсмажоров мешавших проводить уроки в 1 классе (три первых класса шли подряд в одино утро). Именно, из любопытства, ведь ни один учебный год не обходится без форсмажоров и мы уже к этому привыкли и как-то "выкручивались". Но когда в сентябре 1997 года меня "стукнули по башке" системой Занкова, я решил пустить всё на самотёк и пойти на поводу у администрации и "классных мам", чего никогда в жизни не делал. В результате получился очень интересный документ, полюбуйтесь:

Сентябрь - первые две недели "классные мамы" не давали мне проводить уроки, говорили, что по системе Занкова предметы эстетического цикла на первые две недели не запланированы (минус 2 урока).

Октябрь - я пропустил один урок - ездил на свадьбу своего сына (минус 1 урок).

Ноябрь - тут всё благополучно.

Декабрь - два урока репетировал Праздник букваря, на третьем состоялся сам праздник, а на четвёртом уроке была уже Ёлка (минус 4 урока).

Январь - 1-й карантин по школам - одна неделя (минус 1 урок).

Февраль - 2-й карантин по школам - одна неделя (минус 1 урок). + Утренник "День защитника Отечества" на уроке музыки. (минус 1 урок + минус 1 урок = минус 2 урока).

Март - утренник "Мамин праздник" - на уроке музыки (минус 1 урок).

Апрель - смотр кружков - 1урок. Небыло воды в туалете и в столовой, занятия отменили - 1урок. (минус 2 урока).

Май - праздник Весны и прочего - 1урок. Последний в четверти урок - экскурсия на природу - 1урок. (минус 2 урока).

Два урока забрали на тестирование класса - не записал даты (минус 2 урока).

Два урока выпросили у меня "классные мамы" для подготовки к чему-то - не записал даты (минус 2 урока).

Как видно из дневниковых записей, я не провёл 19 УРОКОВ МУЗЫКИ, т.е., больше половины программного времени. Возникает вопрос: какую учебную программу нужно вести, чтобы выполнить её при такой системе работы? Да никакая самая золотая программа не выдержит такого грабежа учебного времени!

Никому из учителей-предметников ни один завуч не позволит работать по такой схеме - выкинет из школы без выходного пособия! А учителю музыки - можно! А почему? Да потому, что Музыка - не предмет! И что она такое, и для чего она в учебном плане школы - это одна из тайн Мадридского двора. Никто ничего об этом не знает и даже думать об этом не хочет!

Более того, администрация школы сама навязывает учителю музыки стиль работы под девизом "НАДО!". Утренники, праздники, календарные мероприятия, смотры и подготовка к ним (а уж тут одной репетицией не отделаешься!) - всё проводится (с ведома администрации) на уроках музыки. А когда учитель музыки пытается объяснить, что всё это отражается на качестве обучения, администрация заявляет: "Не проведёте мероприятие - это отразится на вашей аттестации!" - и точка!

Возникает вопрос: "А почему бы не оплачивать музыканту внеклассную работу, чтобы он занимался подготовкой и проведением всех плановых и внеплановых мероприятий в неучебное время?". Ответ: "Да потому, что денег на это нет". Вернее, деньги-то, они - есть, но администрации они (почему-то) нужнее, чем учителю музыки.

Многое можно ещё сказать по этому поводу, но - что слова?- надо что-то с этим делать. Помните Булата Окуджаву: "Возмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!". Может, пора уже всем вместе выставить эту проблему напоказ, а не обсуждать её (в который уже раз!) на "междусобойчиках"? Давайте попробуем!

Продолжение следует.



Лилия Воропаева
10.09.2010, 10:12 #2
Лилия Воропаева
Владимир Григорьевич! Здравствуйте!
Я думаю, что учителям музыки всё равно надо помнить о своём высоком предназначении, несмотря на то, что там думают большие и маленькие чиновники. И делать своё дело.
Внеклассную работу, конечно, оплачивать надо. Для этого и существует стимулирующий фонд. И надо ставить об этом вопрос.

Может, пора уже всем вместе выставить эту проблему напоказ, а не обсуждать её (в который уже раз!) на "междусобойчиках"? - Что Вы имеете в виду?
Ольга Руденко
14.09.2010, 15:22 #3
Ольга Руденко
Здравствуйте, Владимир Григорьевич!
Я хотела бы ответить на вопрос, об оплате внеклассной работы. Проблему которую Вы вынесли на обсуждение очень актуальна. Администрация школы не видит различия между кружковой и внеклассной работой. Часто подготовка к мероприятиям, как вы сказали происходит на уроке или за счет личного времени. Но есть надежда, что с1 января, с введением новых образовательных стандартов изменится положение. По новым стандартам появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования. Она состоит из 6 основных направлений, одно из которых художественно-эстетическое. Есть надежда, что учителю музыки дадут часы на внеклассную работу. Соответственно слегка увеличится заработная плата. Хочется верить в улучшение ситуации.
Анна Александрова
15.09.2010, 09:20 #4
Анна Александрова
Цитата (Воропаева Лилия, 10.09.2010, 10:12)
... всё равно надо помнить о своём высоком предназначении, несмотря на то, что там думают большие и маленькие чиновники. И делать своё дело.

Как только "тьмы НИЗКИХ истин" в очередной раз доводят до отчаяния, тут же имеет место кивок на "ВЫСОКОЕ предназначение".
Что делать? Или терпеть дальше (т.е. "ничего не делать"). Или уходить оттуда, где, честно говоря, предмет "музыку" (+ИЗО,МХК) ни дать, ни взять нельзя.
Владимир Семенцов
16.09.2010, 15:43 #5
Владимир Семенцов
Цитата (Воропаева Лилия, 10.09.2010, 10:12)
Владимир Григорьевич! Здравствуйте!
Я думаю, что учителям музыки всё равно надо помнить о своём высоком предназначении, несмотря на то, что там думают большие и маленькие чиновники. И делать своё дело.
Внеклассную работу, конечно, оплачивать надо. Для этого и существует стимулирующий фонд. И надо ставить об этом вопрос.

Может, пора уже всем вместе выставить эту проблему напоказ, а не обсуждать её (в который уже раз!) на "междусобойчиках"? - Что Вы имеете в виду?




Отвечаю, цитируя Ваш текст.

1."... учителям музыки ... надо помнить о своём высоком предназначении... И делать своё дело."

Этот текст - чистейшей воды коммунистическая демагогия. Учителю некогда думать о предназначении, ему работать надо. Как Вы думаете, почему в 90-х годах ШКОЛА (я имею в виду российское ОБРАЗОВАНИЕ) выжила? - из-за того, что учитель думал о "высоком"? Нет! Всё было проще: люди приводили своих детей к учителю - доверяли их ему - и учитель учил их, невзирая на то, что его собственные дети малые брошены дома (детсады закрыты), что денег мало, а до получки ещё далеко, что дома холодно и продуктов - шаром покати, и после работы придётся бегать по магазинам и т.д., и т.п. И почему же, невзирая ни на что учитель делал своё дело? - да потому, что УЧИТЕЛЬ - это не диплом - это образ жизни. Это постоянный подвиг. Но, вот, думать об этом у учителя нет времени, да и желания тоже. Он просто делает своё дело: учит детишек и всё.


2."... что там думают большие и маленькие чиновники."

Ни "там", ни "тут" чиновники не "думают" - они давят любую инициативу, проявляемую учителем.


3."Для этого существует стимулирующий фонд."

Средствами стимулирующего фонда стимулируют нужных людей.


4."Может, пора уже всем вместе выставить эту проблему напоказ, а не обсуждать её (в который уже раз!) на "междусобойчиках"? - Что Вы имеете в виду?".

То, что я написал, то и имею ввиду: "...выставить эту проблему напоказ". И Вы вполне согласны со мною, т.к. сами пишете: "И надо ставить об этом вопрос."
А "междусобойчики" - это обычные обсуждения наболевших вопросов не в кабинетах администрации, а с подругой на кухне.


Кстати, "о птичках": такие выражения, как "высокое предназначение", взятые из передовиц советских газет, действуют на многих (и на меня, в том числе) как красная тряпка на быка!

Владимир Григорьевич.
Лилия Воропаева
19.09.2010, 13:43 #6
Лилия Воропаева
Анна Ивановна! Владимир Григорьевич! Советов не даю. Каждый выбирает по себе и для себя...
Анна Александрова
20.09.2010, 09:54 #7
Анна Александрова
Если Вы пишете
Цитата (Воропаева Лилия, 10.09.2010, 10:12)
всё равно надо помнить о своём высоком предназначении
,
то это означает, что Вы ПРЕДПИСЫВАЕТЕ - такая в Вашем предложении модальность (долженствование).
Владимир Семенцов
20.09.2010, 18:09 #8
Владимир Семенцов
Цитата (Ольга Руденко, 14.09.2010, 15:22)
Здравствуйте, Владимир Григорьевич!
Я хотела бы ответить на вопрос, об оплате внеклассной работы. Проблему которую Вы вынесли на обсуждение очень актуальна. Администрация школы не видит различия между кружковой и внеклассной работой. Часто подготовка к мероприятиям, как вы сказали происходит на уроке или за счет личного времени. Но есть надежда, что с1 января, с введением новых образовательных стандартов изменится положение. По новым стандартам появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования. Она состоит из 6 основных направлений, одно из которых художественно-эстетическое. Есть надежда, что учителю музыки дадут часы на внеклассную работу. Соответственно слегка увеличится заработная плата. Хочется верить в улучшение ситуации.



Уважаемая г-жа Руденко!
Спасибо за добрые вести! Чувствуется, что Вас волнует нынешнее (оно не только нынешнее, оно образовалось ещё в 50-х годах пр.века) положение учителя музыки.

С уважением, Владимир Григорьевич.




Цитата (Анна Александрова, 20.09.2010, 09:54)
Если Вы пишете
,
то это означает, что Вы ПРЕДПИСЫВАЕТЕ - такая в Вашем предложении модальность (долженствование).

Уважаемая Анна Ивановна!
Спасибо Вам за образные высказывания и за понимание проблемы! А цензуру Вы чувствуете так же, как и я.
Через пару - тройку дней читайте продолжение темы.

С уважением, Владимир Григорьевич.






"МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ!"

Проблема Вторая: с чего начинается Музыка в российской школе.

А музыка в школе начинается с того, что "пропишут" сверху вниз чиновные лица: инспектор министерства образования, инспектор гор.отдела образования, инспектор районного отдела образования.

Но есть ещё одна инстанция от которой зависит предмет "Музыка" (и благосостояние учителя музыки) - института повышения квалификации и переподготовки учителей. Кстати, я знал один из институтов в официальном наименовании которого (на его гербовой печати, на бланках документов, на вывеске у входа в институт) не была указана категория специалистов, которых он готовит. Это заведение (вместо названия города я поставлю многоточие) назывался так: "... институт повышения квалификации и переподготовки". Кого переподготовки и повышения квалификации? - агротехников, юристов, сотрудников ЖКХ? - кого!!! - а может, военных разведчиков? Шутки шутками, а безалаберность в таком безадресном наименовании этого учебного заведения повлияла и на работу зав.кафедрой культурологии и филологического образования: мадам ежедневно приходила на работу в институт не раньше 16 час., к этому времени на кафедре уже давно никого (кроме секретаря кафедры) небыло. Секретарь встречала свою начальницу свежим чаем и ласковым словом. За чаем, мадам жаловалась на то, как ей трудно совмещать эти три проклятые работы, как она устаёт и т.д., и т.п.. Секретарь жалела её и успокаивала. Отметившись таким вот образом на основном своём рабочем месте, мадам со спокойной душой отправлась домой.

Не подумайте, что я сочинил сказку и, поэтому, не указал имя города в названии института. Это не сказка - Я отвечаю за каждое своё слово. И вот такая мадам (а их полно на управляющих должностях) определяет направление, по которому будут усовершенствоваться учителя.

А ещё я хорошо знал инспектрису гороно, которая кроме выражения Д.Б.Кабалевского "зерно мелодии" ничего в музыке не петрила, а в "зерне мелодии" разбиралась ещё хуже, чем в музыке.

А ещё я хорошо знал инспектрису министерства, только что окончившую филологический факультет университета, которую её дядя - зам.министра - "поставил на музыку".

А другая инспектриса министерства однажды с большой помпой (вот, мол, нашла я жемчужное зерно!) привела в нашу школу директора одной из районных школ, чтобы он поделился с нами методиками работы эстетического цикла своей школы. "Вот послушайте, как надо работать!" - заявила она. Но выступить и "поделиться" никому не удалось, т.к. я напомнил госпоже инспектрисе, что мы начали вести этот цикл на год раньше той школы, о которой идёт речь и, что их эстетический цикл списан с нашего и дублирует все наши программы. Госпожа инспектриса страшно удивилась и сказала, что я открыл ей глаза. Господи, какие глаза? - все документы обеих школ по этому вопросу уже три года лежали на её на рабочем столе!

Это не единичные случаи и не я один сталкивался с подобными "вышестоящими" от которых зависит благосостояние (а это - заработок, нервы, здоровье) "простого российского учителя". Про это даже в одной из бардовских песен поётся:

"Много у нас диковин,
Каждый чудак - Бетховен!"

А каждый "бетховен" требует выполнения своих "деректив". Вот и крутись-вертись учитель музыки! А самое главное то, что эти "бетховены" определяют программу, по которой должны работать учителя всех школ, находящихся в их ведении.

Предлагая свою программу по музыке, академик, действительный член АПН Дмитрий Борисович Кабалевский определил её как общее направление в обучении школьников. Понимая, что для нормальной работы, каждому учителю музыки нужна творческая свобода, он разрешил обращаться со своей программой произвольно: что-то сокращить, что-то объединять, что-то менять местами и т.д., НЕ НАРУШАЯ ЛОГИКУ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА и, даже вести обучение по авторской программе самого учителя, придерживаясь общего направления: Музыка, Язык, Изобразительное искусство.

Да не тут-то было. Ишь, - свободы захотели! Да если каждый будет работать как ему нравится, как же тогда управлять учителем, как держать его в повиновении? Да и зачем тогда вообще нужны сами должности инспекторов? А должности-то эти нужны! Но занимать их должны люди не только профессионально подготовленные, но и прекрасно понимающие, что учителю нужно помогать, а не пугать его административными санкциями. Нужно приветствовать и поддерживать новации, педагогическую инициативу, но ни в коем разе не давить на учителя своим (очень часто - дутым) авторитетом. Но... Взаимоотношения чиновника и учителя обычно выстраиваются по формуле: "Я начальник, ты - дурак, ты начальник, я - дурак".

А учитель музыки забыл (а может и не знал), что он имеет полное право на выбор программы по которой он будет работать. И администрация школы не помнит (может и помнит, но не хочет иметь лишние хлопоты на свою голову) того, что школа сама вольна определять направление, по которому ей вести обучение своих детей тому или иному предмету.

Вот с этого у нас и начинается Музыка.

Не подумайте, что предыдущая фраза заканчивает обзор проблем, нет. Пока что, мы затронули такие вопросы, как:
А) Место предмета "Музыка" в российской школе - дальние задворки.
Б) Администрации школы нужен покладистый тапёр, а не учитель Музыки.
В) форсмажорные обстоятельства совсем не помогают выполнению учебной программы по Музыке, а такие форсмажоры, как календарные утренники во время уроков Музыки - это дикий произвол.
Г) Музыка в российской школе начинается не с творчества, а с чиновничьих предписаний.
Д) Творческая личность - учитель музыки - целиком зависит от чиновничьих и администраторских амбиций.

Но это ещё не всё - ещё есть сам УЧИТЕЛЬ музыки и ПРОГРАММА, которую он ведёт. Вот об этом мы и поговорим в следующий раз.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Дмитрий Шишкалов
03.05.2011, 15:56 #9
Дмитрий Шишкалов
Цитата (Владимир Семенцов, 16.09.2010, 15:43)
Этот текст - чистейшей воды коммунистическая демагогия. Учителю некогда думать о предназначении, ему работать надо. Как Вы думаете, почему в 90-х годах ШКОЛА (я имею в виду российское ОБРАЗОВАНИЕ) выжила? - из-за того, что учитель думал о "высоком"? Нет! Всё было проще: люди приводили своих детей к учителю - доверяли их ему - и учитель учил их, невзирая на то, что его собственные дети малые брошены дома (детсады закрыты), что денег мало, а до получки ещё далеко, что дома холодно и продуктов - шаром покати, и после работы придётся бегать по магазинам и т.д., и т.п. И почему же, невзирая ни на что учитель делал своё дело? - да потому, что УЧИТЕЛЬ - это не диплом - это образ жизни. Это постоянный подвиг. Но, вот, думать об этом у учителя нет времени, да и желания тоже. Он просто делает своё дело: учит детишек и всё.

Дурак был этот учитель!
В первую очередь человек обязан заботиться о своей семье, о тех, кого породил или приучил к себе.
Если же люди видели в Вас Учителя, - должны были платить за ваши уроки.
А пытаться научить музыке тех, кто не очень-то этого и хочет, да ещё и в ущерб собственным детям - верх идиотизма.

Цитата (Владимир Семенцов, 09.09.2010, 20:51)
Возникает вопрос: "А почему бы не оплачивать музыканту внеклассную работу, чтобы он занимался подготовкой и проведением всех плановых и внеплановых мероприятий в неучебное время?". Ответ: "Да потому, что денег на это нет". Вернее, деньги-то, они - есть, но администрации они (почему-то) нужнее, чем учителю музыки.

Ну, раз Вы позволяете администрации так с собой обращаться, - то так с Вами и обращаются.
А чего Вы хотели?

Цитата (Владимир Семенцов, 20.09.2010, 18:09)
Вот с этого у нас и начинается Музыка.

Не подумайте, что предыдущая фраза заканчивает обзор проблем, нет. Пока что, мы затронули такие вопросы, как:
А) Место предмета "Музыка" в российской школе - дальние задворки.
Б) Администрации школы нужен покладистый тапёр, а не учитель Музыки.
В) форсмажорные обстоятельства совсем не помогают выполнению учебной программы по Музыке, а такие форсмажоры, как календарные утренники во время уроков Музыки - это дикий произвол.
Г) Музыка в российской школе начинается не с творчества, а с чиновничьих предписаний.
Д) Творческая личность - учитель музыки - целиком зависит от чиновничьих и администраторских амбиций.

Но это ещё не всё - ещё есть сам УЧИТЕЛЬ музыки и ПРОГРАММА, которую он ведёт. Вот об этом мы и поговорим в следующий раз.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

При всём вашем пафосе, Вы не ответили на вопрос, - для чего нужны уроки музыки в школе?
Есть ученики, которые считают, что совсем не нужны.
Вы - учитель, автор ПРОГРАММЫ!
Так поделитесь своими мыслями.
Серж Андреев
03.05.2011, 16:16 #10
Серж Андреев
#10 (которое удалили).

А в чем смысл? В принципе, можно понять, что человеку просто делать нечего. Вот, допустим, культура, искусство и многие другое - это ерунда. Более того, я даже соглашусь с тем, что весьма многое из культуры, искусства и прочего - совершенно несущественные вещи (объекты). Другое дело, что, полагаю, есть вещи более существенные, перечень которых можно хотя бы кратко изложить. Ну, например, что может быть существенным? Что ценно? Что важно? Что нужно? Я, например. хотел бы получить ответ на эти вопросы. Автор 10-го сообщения может их дать? Автор, дашь?
13 v  1 2 3  »



   
Сервис репетиторов
Лига образования