сохранить версия для печати
Профессиональное образование /

Самообразование учителя

Новый век- новые возможности
стандартный режим линейный режим древовидный режим  
Лилия Николенко
03.10.2005, 13:13 #1
Лилия Николенко
Самообразование учителя

Лилия Владимировна Николенко, координатор по вопросам электронного образования пилотной инициативы “School Goes Digital” Интернет-проекта UNDP
E-mail: iqmena@edunet.uz
Web: http://www.edunet.uz/


Часть 1. Самообразование, мотивы, этапы, достижения.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А. Дистервег

Введение

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»
(источник : педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Если процесс образования … :
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,
… то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога.

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?


Направления самообразования учителя.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• иностранные языки
• политическое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби
• ...
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
• Курсы повышения квалификации
• Путешествия
В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и , к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования учителя:

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится : читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
• Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры

Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:
• Систематический просмотр определенных телепередач
• Чтение конкретных педагогических периодических изданий
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
• Изучение информационно-компьютерных технологий
• Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
• …
На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста. Автор статьи не теряет надежды, что этот перечень будет длиннее, за счет предложений читателя (предложения можно отправить по адресу : info@edunet.uz)

Результат самообразования:

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.



Часть 2. Организация процесса самообразования

Введение

Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются : директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.

Тема, над которой работает учитель.

Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысл пытаться перечислить все. Попробуем перечислить темы, взятые из планов методических объединений одной , случайно выбранной школы. В школе несколько эффективных методических объединений, поэтому учителя каждый год работают по выбранным направлениям. Итак темы:
• Дифференцированное обучение узбекскому языку
• Система блочного тестирования на уроках математики
• Работа с одаренными детьми
• Интегрированные уроки литературы
• Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты на уроках физики
• Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по истории
• Игровые моменты на уроках математики
• Развитие культуры речи на уроках литературы
• Интерактивные методики в начальной школе
• Использование системы опорного конспектирования на уроках химии
• Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков геометрии по теме «Объемные тела»
• Задачи практического содержания на уроках математики в 5-6 классах
• Опережающее обучение
• Формирование исторического мышления на уроках истории в старших классах
• ….
Этот список можно продолжать настолько, насколько хватит творческой учительской фантазии, опыта, проблем и интересов. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету , воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

Личный план самообразования учителя

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
• форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .

Часть 3. Самообразование информационно-компьютерные технологии.

Введение
В этой части рассмотрим вопрос самообразования в случае, когда школьные учителя имеют систематический доступ к компьютерной технике и Интернету. Идеальный вариант – если у учителя есть возможность не только использовать информационно-компьютерные технологии для самообразования, но и периодически проводить уроки в кабинете, оснащенном компьютерной техникой с подключением к Интернет.
1. Учитель может иметь компьютер у себя дома. Подключение к Интернет сейчас в Узбекистане происходит по достаточно гибким тарифным планам и становится доступным для большинства пользователей.
2. Учитель может посещать небольшой компьютерный центр в школе (2-3 компьютера). В Узбекистане есть провайдеры которые подключают образовательные учреждения бесплатно.
3. Учитель может периодически посещать компьютерные центры общественного доступа, организованные общественными фондами, работающими в Узбекистане.

Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
• Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации
• Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях Интернета значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами
• Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой
• Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе
• Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.

Каковы новые возможности?

С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
• Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
• Создание главы или страницы электронного учебника.
• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
• Создание сборника предметных кроссвордов.
• Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
• Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
• Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
• Пакет административной документации классного руководителя.
• Пакет административной документации методического предметного объединения
• База данных методик обучения.
• Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение )
• Проект личной методической веб-страницы.
• Проект веб-страницы педагогического коллектива школы.
• Проект веб-страницы школы.
• База данных вопросов и задач по предмету, т по главам.
• Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
• Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
• Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.)
• Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
• Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов

Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учительских комнатах и не имеет выхода на широкую учительскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Заключение:
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Литература:Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/


 selfeducationIP.doc (94, : 28129)
Таисия Каверина
04.10.2005, 11:31 #2
Таисия Каверина
"Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. "

А как бы у учителя эту потребность развить? А то ведь многим не до развития, а лишь бы часы отработать.
Лилия Николенко
05.10.2005, 11:12 #3
Лилия Николенко
(Таисия @ Oct 4 2005, 01:31 PM)
"Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. "

А как бы у учителя эту потребность развить? А то ведь многим не до развития, а лишь бы часы отработать.

Научить творчеству нельзя. Развить способность к самообразованию у взрослого человека можно только в исключительных случаях. Саморазвитие - признак профессионала высокого класса. К сожалению, не всех учтителей можно отнести к этой категории. Однако можно побудить учителя сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии. Этому посвящена 2-я часть моего доклада. Практика показывает, что административный фактор - великая сила. Зачем бы школе нужны были методические службы, если учитель будет заниматься самообразованием сам? Побуждать, планировать, контролировать и стимулировать - это поможет учителю "включиться в процесс", а для некоторых это станет образом жизни.
Михаил Устинов
05.10.2005, 11:14 #4
Михаил Устинов
(Таисия @ Oct 4 2005, 11:31 AM)
"Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. "

А как бы у учителя эту потребность развить? А то ведь многим не до развития, а лишь бы часы отработать.


Многим не до развития, а лишь бы часы отработать. Я с этим тоже согласен, ядумаю это всётаки связано с маленькой заработной платой. У учителей нет потребности к развитию, потому что многие учителя во внеурочное время работают втех направлениях где можно подработать.
Раил Гатауллин
05.10.2005, 21:03 #5
Раил Гатауллин
(Raifskaja school @ Oct 5 2005, 12:14 PM)
Многим не до развития, а лишь бы часы отработать. Я с этим тоже согласен, ядумаю это всётаки связано с маленькой заработной платой. У учителей нет потребности к развитию, потому что многие учителя во внеурочное время работают втех направлениях где можно подработать.

Теоретически предположим, что у учителей достойная зарплата. Кто считает, что все учителя займутся самообразованием? Процент поднимется, но не настолько, сколько должно быть.
Лилия Николенко
06.10.2005, 08:28 #6
Лилия Николенко
(Раил Гатауллин @ Oct 5 2005, 11:03 PM)
Теоретически предположим, что у учителей достойная зарплата. Кто считает, что все учителя займутся самообразованием? Процент поднимется, но не настолько, сколько должно быть.

Согласна, те, кто сейчас "только отрабатывает часы" будут делать то же самое при любой зарплате. До тех пор, пока в учительской среде не будет конкуренции, администрации школ будут вынуждены конитролировать и принуждать учителей "профессионально расти" доступными для них средствами. В этом задача методических объединений и завучей. Если бы существовала конкуренция и борьба за каждое учительское место, или бы зарплата учителя зависела от качества его работы , вот тогда ...
А пока остается надеятся на здоровые амбиции некоторых учителей, которые просто хотят быть лучшими - ведь это не плохо. А может быть кто-то просто не привык работать по принципу "и так сойдет"?
Ольга Волик
06.10.2005, 12:55 #7
Ольга Волик
(Лилия Николенко @ Oct 6 2005, 09:28 AM)
Согласна, те, кто сейчас "только отрабатывает часы" будут делать то же самое при любой зарплате. До тех пор, пока в учительской среде не будет конкуренции, администрации школ будут вынуждены конитролировать и принуждать учителей "профессионально расти" доступными для них средствами. В этом задача методических объединений и завучей. Если бы существовала конкуренция и борьба за каждое учительское место, или бы зарплата учителя зависела от качества его работы , вот тогда ...
А пока остается надеятся на здоровые амбиции некоторых учителей, которые просто хотят быть лучшими - ведь это не плохо. А может быть кто-то просто не привык работать по принципу "и так сойдет"?


Очень понравился Ваш ответ. Да зарплата так низка, так много о ней говорят, что повторяться не хочется.А вот идея зависимости зарплаты от качества урока, от задач, которые решаются на уроке мне очень импонирует. Почему урок информатики (программирование) и урок труда оплачиваются одинаково? Каковы мотивы учителя информатики решать с детьми серьёзные задачи программирования, если он получит столько, сколько физрук, пробежавшийся с детьми на лыжай? От результатов учащихся зарплата не должна зависить. Посмотрите на учеников! Ведь подавляющее большинство (общеобразовательные школы) ничего не хотят знать! Поэтому к самообразованию учителя может подтолкнуть только конкуренция и еще раз конкуренция. С этой целью мы проводим конкурс компьютерного творчества, в котором участвуют и ученики, и информатики, и предметники, и рассматриваем его как нетрадиционную форму повышения квалификации учителей, форму самообразования.
Лилия Николенко
06.10.2005, 14:06 #8
Лилия Николенко
Вот он наконец и появился, вопрос о том, что является показателем качества работы учителя. Мы уже говорим о цели, для которой самообразование - главное средство. Хорошая тема для голосования. По каким критериям определять лучшего и худшего учителя? По показателям обучения, проводимой внеклассной работе, по отзывам учеников, родителей, администрации? Это вопрос о мониторинге профессиональной деятельности учителя. А есть ли он в школе реальный мониторинг?
Roman Gataullin
07.10.2005, 02:08 #9
Roman Gataullin
(Раил Гатауллин @ Oct 5 2005, 09:03 PM)
Теоретически предположим, что у учителей достойная зарплата. Кто считает, что все учителя займутся самообразованием? Процент поднимется, но не настолько, сколько должно быть.


1. Кому нужно самообразование учителя?
варианты ответов. возможные комментарии
А - самому учителю - это мое (учителя) личное дело, хочу самообразовываться, хочу нет!
Б - администрации школы - эх. даже не знаю как их заставить!
В - родителям учеников - правильно, если не хотят сами, пусть администрация заставит!
Г - ученикам - а что нас спрашивать!
Д - обществу - мы платим налоги, в том числе и на содержание школьной системы. Пусть министерство и ведомства занимаются этим.

2. Кто извлечет НАИБОЛЬШУЮ пользу (benefits) от " саморазвития" учителя?варианты ответов возможные комментарии (попробуйте сами)
А - сам учитель
Б - администрация школы
В - родители учеников
Г- ученики
Д - общество

Мне лично термин " самообразования" учителя мало что говорит. В западном менталитете "самообразование" предполагает наличие способностей самостоятельно обучаться определенным навыкам и умениям (self-learning abilities). Отсутствие таковых оставляют мало шансов найти работу учителю в школе. В частной школе требования еще выше.
Возможно мы с вами обсуждаем саморазвитие учителя. Тогда это уже мотивация! ... .
Лилия Николенко
07.10.2005, 12:27 #10
Лилия Николенко
Все-таки речь идет именно о самообразовании, как о непрерывном процессе, развитие все-таки результат. А кому нужно? Да наверное тому, кто этим занимается - учителю.
Администрации, родителям, ученикам, обществу нужен "готовый", совершенный учитель, а каким способом он достигает профессиональных вершин наверное мало кого интересует.
О пользе самообразования можно говорить по отношению к самому учителю. Чаще всего польза чисто материальная - учитель получает дополнительное образование, проявляет себя как талантливый организатор, всесторонне развитый человек и ему предлагают работу более высокооплачиваемую в коммерцеских организациях.
Когда к нам на компьютерные курсы приходят учителя, причиной своего прихода называют "для себя" или хочу найти другую работу, а там нужен компьютер". Случается, правда, что приходят по потребности "хотеть все знать".
10 v  1 2 3  »



   
Лига образования