сохранить версия для печати
Русский язык и литература /

Технология построения урока.

стандартный режим линейный режим древовидный режим  
Антонина Думская
29.08.2008, 10:48 #1
Антонина Думская
Уважаемые коллеги!

Ни для кого не секрет, что детей заинтересовать очень трудно, а настроить добывать информацию еще сложнее. Однако на уроке должны работать дети, а не учитель упражняться в красноречии.
Как организовать работу в классе на уроке, занять всех детей, пробудить исследовательские навыки, развить мыслительные умения с применением современных технологий?
Предложенная разработка - попытка ответить на данные вопросы. Хотелось бы узнать ваше мнение по данному вопросу.

Тема : Лексика и фразеология.

Цели урока.
Учебная:
- активизировать знания учащихся в области лексикологии и фразеологии;
- учить определять лексическое значение слова, находить в тексте омонимы, синонимы, антонимы и паронимы, фразеологизмы, правильно употреблять их в речи;
- знакомить с различными лингвистическими словарями.
Развивающая:
- развивать культуру речи и обогащать словарный запас учащихся;
- развивать логическое и образное мышление.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к родному языку, чувство патриотизма;
- интерес к изучению русского языка.
Тип занятия: урок-исследование.
Методические приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, словарная работа, временная работа в группах, индивидуальные сообщения, защита проекта.
Оснащение урока: карточки с заданием, толковый словарь С.И.Ожегова, школьный фразеологический словарь, компьютер.
Используемая литература:
1. В.Н.Александров. Русский язык. Справочные материалы.
Челябинск: «Взгляд», 2005
2. Т.А.Костяева.Тесты,проверочные и контрольные работы
по русскому языку в 7 классе. Москва: «Просвещение», 2000
3.С.И.Львова.Русский язык. Москва, 2003

Речевая культура человека – это зеркало его
духовной культуры.
В.А.Сухомлинский
Ход урока.
I. Организационный момент.
- позитивное приветствие;
- отметить отсутствующих;
- сообщение темы и цели занятия.
II. Актуализация прежних знаний.
(Задания дифференцированы по сложности)
1. Задание на распознавание орфограмм.
Блес?нуть, свис?нуть, ужас?ный, опас?ный, чес?ный, чу?ствовать, ярос?ный, сверс?ник, ровес?ник.
- Каким орфографическим правилом воспользовались?
2. Какую службу выполняет ь? Какой общей мыслью связаны данные ниже пословицы?
Две руки сильнее одной. Друзьям не поможешь – сам пропадешь.
3. Распределите слова в две колонки: с ь, без ь. Сделайте вывод, когда пишется ь.
Ляжеш?, умоеш?ся, дрож?, жгуч?, отреж?, береч?, плач?, открыть настеж?, нет груш?.

III. Повторение изученного, углубление.
Слово учителя.
- Как вы думаете, сколько слов в русском языке?
Ответить трудно, потому что в русском языке постоянно одни слова уходят из употребления, другие появляются; многие слова приобретают дополнительные значения.
Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре.
На экране компьютера данные:
1слайд. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Более 40 лет собирал ученый-лексикограф слова.
2слайд. Самый большой словарь – 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом ученых Института русского языка Академии Наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов.
3 слайд. Это интересно. В романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» показан интересный герой – Эллочка Щукина, которая обходилась 30 словами.
4 слайд. А.С.Пушкин в своих произведениях употребил более 21 тысячи слов.
Обращение к эпиграфу.
Беседа.
- Как вы понимаете слова В.А.Сухомлинского?
- Вспомните, что означает термин «лексика».
IV. Работа в микрогруппах.
1 группа. Подберите синонимы к слову «смеяться». После выполнения работы обратитесь к словарю синонимов, сверьте ответ.
(Смеяться, хохотать, заливаться, закатываться, покатываться, ржать. угорать и др.)
- Какие слова называются синонимами?

Вывод: данные слова имеют общее лексическое значение, но отличаются оттенками значения, стилистической окраской

2 группа. Найдите в тексте антонимы.
- Как называется художественно-выразительное средство языка, используемое в данном четверостишии, в литературе?
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Вывод: антонимы – слова с противоположным значением. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказываемую мысль.

3 группа. Подобрать синонимы к фразеологизмам. В случае затруднения пользуйтесь словарем.
Вставлять палки в колеса (мешать)
Вилять хвостом (подлизываться)
Прикусить язык (замолчать)
Тянуть канитель (медлить)
- Какие слова называются фразеологизмами?

Вывод: фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.


4 группа. Рассказать об истории фразеологизма
(Индивидуальное задание)
Составить диалог, включив в него фразеологизмы.
Восьмое чудо света, ходить козырем, где раки зимуют.
- Роль фразеологизмов в речи.

Вывод: придают речи живость, образность.

5 группа. Найдите в словаре слово «мир», выпишите значение слова.
- Какие слова называются омонимами?

Вывод: омонимы – слова, одинаковые по звучанию, написанию, но разные по написанию.

6 группа. Вы – исследователи. Выполняя работу, пользуйтесь справочником.
В этом году мой сосед Миша впервые побывал в Москве. В первый же день он осмотрел Храм Христа Спасителя, Кремль, Красную площадь. Он давно мечтал о посещении Третьяковской галереи, и ему пришлось спуститься в метро. Здесь он тоже был впервые и не знал, куда идти. Дежурная отправила его к эскалатору и объяснила, как доехать до станции «Третьяковская». Миша стал оглядываться вокруг, но никакого экскаватора не было.
- А где же экскаватор? – недоумевал Михаил.
- Зачем тебе экскаватор, если тебе нужен эскалатор!- улыбнулась женщина.
- Почему Миша запутался? Определите лексическое значение слов.
Как называются подобные слова?

Вывод: паронимы похожи по звучанию, но имеют разное лексическое значение.

Проверка выполненного задания.
По ходу ответов составляется схема-опора по теме.
V. Контроль. Цифровой диктант.
1- синонимы, 2- омонимы, 3- антонимы, 4- паронимы.
Знаменитый ученый- известный ученый, бальный наряд- наряд на товар, самолюбие- себялюбие, крошечный кусочек- большой кусок, дверной косяк- косяк рыбы, смелый воин- храбрый воин, эффектный- эффективный.
Самопроверка по ключу: 1, 2, 4, 3, 2, 1, 4
Самоконтроль.
VI. Защита проекта. (Презентация прилагается)
- По ходу защиты заполнить схему-опору.

Классификация лексики по употреблению

общеупотребляемая ограниченная в употреблении

диалектная устаревшая неологизмы

историзмы архаизмы

VII. Итог урока.
Итак, ребята, урок подходит к концу. Надеюсь, что вы будете стремиться постоянно узнавать новое, расширять свой круг интересов, повышать уровень культуры, любить и беречь свой родной язык. К нам обращается Иван Бунин в стихотворении «Слово»:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

VIII. Домашнее задание.
1. &3, упр.13
2.Выписать устаревшие слова из произведения «Песня про купца Калашникова».
3.Составить небольшой связный текст с использованием разной по употреблению лексики.


Думская Антонина Ивановна,
учитель высшей категории
МОУ «Лицей № 6»
имени З.Г. Серазетдиновой
города Оренбурга
Андрей Тихов
01.09.2008, 12:37 #2
Андрей Тихов
Антонина Ивановна, спасибо за разработку урока.
Но вы заявили в форуме "Технологию построения урока". Поэтому постарайтесь ответить на несколько вопросов:
1) В чём заключается ваша технология построения урока?
2) Как осуществляются переходы от одного элемента урока к другому? Чем они обусловлены?
3) Как Ваш урок соотносится с требованиями к современному уроку русского языка?
4) Насколько в нём решается соотношение между подаваемым учителем материалом и самостоятельной работой учеников?

С уважением... smile.gif
Наталья  Марамыгина
05.11.2011, 21:05 #3
Наталья Марамыгина
Здравствуйте! Антонине Ивановне спасибо. Хочу добавить, чтобы занять всех детей на уроке можно применить технологию проблемно-диалогического обучения, т.к. на таком уроке ученикам самим приходится формулировать и тему, и задачи, и правило, учитель не дает информацию в готовом виде, он лишь направляет деятельность учащихся с помощью диалога.
Валентина Курносова
09.11.2011, 12:06 #4
Валентина Курносова
Спасибо за уроки. Я тоже стараюсь занять всех детей на уроке, но не всегда получается. В силу своих способностей не все способны результативно работать на уроке.
Алла Новикова
12.11.2011, 20:35 #5
Алла Новикова
Цитата (Думская Антонина Ивановна, 29.08.2008, 10:48)
Уважаемые коллеги!

Ни для кого не секрет, что детей заинтересовать очень трудно, а настроить добывать информацию еще сложнее. Однако на уроке должны работать дети, а не учитель упражняться в красноречии.
Как организовать работу в классе на уроке, занять всех детей, пробудить исследовательские навыки, развить мыслительные умения с применением современных технологий?
Предложенная разработка - попытка ответить на данные вопросы. Хотелось бы узнать ваше мнение по данному вопросу.

Тема : Лексика и фразеология.

Цели урока.
Учебная:
- активизировать знания учащихся в области лексикологии и фразеологии;
- учить определять лексическое значение слова, находить в тексте омонимы, синонимы, антонимы и паронимы, фразеологизмы, правильно употреблять их в речи;
- знакомить с различными лингвистическими словарями.
Развивающая:
- развивать культуру речи и обогащать словарный запас учащихся;
- развивать логическое и образное мышление.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к родному языку, чувство патриотизма;
- интерес к изучению русского языка.
Тип занятия: урок-исследование.
Методические приемы: эвристическая беседа, выразительное чтение, словарная работа, временная работа в группах, индивидуальные сообщения, защита проекта.
Оснащение урока: карточки с заданием, толковый словарь С.И.Ожегова, школьный фразеологический словарь, компьютер.
Используемая литература:
1. В.Н.Александров. Русский язык. Справочные материалы.
Челябинск: «Взгляд», 2005
2. Т.А.Костяева.Тесты,проверочные и контрольные работы
по русскому языку в 7 классе. Москва: «Просвещение», 2000
3.С.И.Львова.Русский язык. Москва, 2003

Речевая культура человека – это зеркало его
духовной культуры.
В.А.Сухомлинский
Ход урока.
I. Организационный момент.
- позитивное приветствие;
- отметить отсутствующих;
- сообщение темы и цели занятия.
II. Актуализация прежних знаний.
(Задания дифференцированы по сложности)
1. Задание на распознавание орфограмм.
Блес?нуть, свис?нуть, ужас?ный, опас?ный, чес?ный, чу?ствовать, ярос?ный, сверс?ник, ровес?ник.
- Каким орфографическим правилом воспользовались?
2. Какую службу выполняет ь? Какой общей мыслью связаны данные ниже пословицы?
Две руки сильнее одной. Друзьям не поможешь – сам пропадешь.
3. Распределите слова в две колонки: с ь, без ь. Сделайте вывод, когда пишется ь.
Ляжеш?, умоеш?ся, дрож?, жгуч?, отреж?, береч?, плач?, открыть настеж?, нет груш?.

III. Повторение изученного, углубление.
Слово учителя.
- Как вы думаете, сколько слов в русском языке?
Ответить трудно, потому что в русском языке постоянно одни слова уходят из употребления, другие появляются; многие слова приобретают дополнительные значения.
Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре.
На экране компьютера данные:
1слайд. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Более 40 лет собирал ученый-лексикограф слова.
2слайд. Самый большой словарь – 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», созданный коллективом ученых Института русского языка Академии Наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов.
3 слайд. Это интересно. В романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» показан интересный герой – Эллочка Щукина, которая обходилась 30 словами.
4 слайд. А.С.Пушкин в своих произведениях употребил более 21 тысячи слов.
Обращение к эпиграфу.
Беседа.
- Как вы понимаете слова В.А.Сухомлинского?
- Вспомните, что означает термин «лексика».
IV. Работа в микрогруппах.
1 группа. Подберите синонимы к слову «смеяться». После выполнения работы обратитесь к словарю синонимов, сверьте ответ.
(Смеяться, хохотать, заливаться, закатываться, покатываться, ржать. угорать и др.)
- Какие слова называются синонимами?

Вывод: данные слова имеют общее лексическое значение, но отличаются оттенками значения, стилистической окраской

2 группа. Найдите в тексте антонимы.
- Как называется художественно-выразительное средство языка, используемое в данном четверостишии, в литературе?
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Вывод: антонимы – слова с противоположным значением. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказываемую мысль.

3 группа. Подобрать синонимы к фразеологизмам. В случае затруднения пользуйтесь словарем.
Вставлять палки в колеса (мешать)
Вилять хвостом (подлизываться)
Прикусить язык (замолчать)
Тянуть канитель (медлить)
- Какие слова называются фразеологизмами?

Вывод: фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.


4 группа. Рассказать об истории фразеологизма
(Индивидуальное задание)
Составить диалог, включив в него фразеологизмы.
Восьмое чудо света, ходить козырем, где раки зимуют.
- Роль фразеологизмов в речи.

Вывод: придают речи живость, образность.

5 группа. Найдите в словаре слово «мир», выпишите значение слова.
- Какие слова называются омонимами?

Вывод: омонимы – слова, одинаковые по звучанию, написанию, но разные по написанию.

6 группа. Вы – исследователи. Выполняя работу, пользуйтесь справочником.
В этом году мой сосед Миша впервые побывал в Москве. В первый же день он осмотрел Храм Христа Спасителя, Кремль, Красную площадь. Он давно мечтал о посещении Третьяковской галереи, и ему пришлось спуститься в метро. Здесь он тоже был впервые и не знал, куда идти. Дежурная отправила его к эскалатору и объяснила, как доехать до станции «Третьяковская». Миша стал оглядываться вокруг, но никакого экскаватора не было.
- А где же экскаватор? – недоумевал Михаил.
- Зачем тебе экскаватор, если тебе нужен эскалатор!- улыбнулась женщина.
- Почему Миша запутался? Определите лексическое значение слов.
Как называются подобные слова?

Вывод: паронимы похожи по звучанию, но имеют разное лексическое значение.

Проверка выполненного задания.
По ходу ответов составляется схема-опора по теме.
V. Контроль. Цифровой диктант.
1- синонимы, 2- омонимы, 3- антонимы, 4- паронимы.
Знаменитый ученый- известный ученый, бальный наряд- наряд на товар, самолюбие- себялюбие, крошечный кусочек- большой кусок, дверной косяк- косяк рыбы, смелый воин- храбрый воин, эффектный- эффективный.
Самопроверка по ключу: 1, 2, 4, 3, 2, 1, 4
Самоконтроль.
VI. Защита проекта. (Презентация прилагается)
- По ходу защиты заполнить схему-опору.

Классификация лексики по употреблению

общеупотребляемая ограниченная в употреблении

диалектная устаревшая неологизмы

историзмы архаизмы

VII. Итог урока.
Итак, ребята, урок подходит к концу. Надеюсь, что вы будете стремиться постоянно узнавать новое, расширять свой круг интересов, повышать уровень культуры, любить и беречь свой родной язык. К нам обращается Иван Бунин в стихотворении «Слово»:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

VIII. Домашнее задание.
1. &3, упр.13
2.Выписать устаревшие слова из произведения «Песня про купца Калашникова».
3.Составить небольшой связный текст с использованием разной по употреблению лексики.


Думская Антонина Ивановна,
учитель высшей категории
МОУ «Лицей № 6»
имени З.Г. Серазетдиновой
города Оренбурга


Антонина Ивановна! Большое спасибо за предоставленные материалы! Очень интересный подход к заявленной теме!





   
Smart
Smart
Лига образования