сохранить версия для печати
Иностранный язык /

Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика

доклад и презентация
стандартный режим линейный режим древовидный режим  
Elena Babina
05.10.2005, 15:09 #1
Elena Babina
Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика

Елена Бабина,
г. Губкин

Позвольте представить Вашему вниманию технологию портфолио, а именно, «языковой портфель», который создают и апробируют в своей работе учителя английского языка МОУ «Гимназия № 6». Создание языкового портфеля учителями данного образовательного учреждения не было чем-то неожиданным. К этому они шли планомерно через интеграцию учебных предметов, через использование проектной методики. Уже несколько лет учителя гимназии № 6 используют метод проектов на своих уроках и во внеклассной деятельности.
Итак, что же такое «языковой портфель»?
Полное название доклада - «Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика».
По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, “школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.
В январе 2000 года в России была принята Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, социально-трудовой, бытовой и прочих сферах. При этом в содержание образования должны быть включены иностранные языки (как широко используемые в мире европейские, так и языки государств, наших соседей: японский, китайский, норвежский, эстонский, латышский) и информационные технологии.
Согласно Концепции содержания общего среднего образования, начиная со 2-го класса начальной школы, вводится изучение иностранного языка и обучение работе с компьютером. В целях обновления содержания обучения иностранным языкам в 2003-2004 учебном году в гимназии № 6 был открыт класс с углубленным изучением английского языка, предусматривающий обязательное изучение английского в пятом классе при 6-х часах в неделю, в шестом классе учебная нагрузка – 5 часов в неделю.
В условиях стандартизации образования», перед учителями английского языка стоят следующие задачи:
1) Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
2) Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
3) Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
4) Развить навык самостоятельной работы учащихся.
5) Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
6) Продолжить работу с одаренными детьми,
7) Развить у обучающихся навык рефлексии.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Одним из таких средств может стать портфолио. Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.
Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).
Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции.
Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
С 2003 года учащиеся класса с углубленным изучением английского языка гимназии № 6 г. Губкин принимают участие в создании языкового портфеля.
В основе нашей технологии ведения языкового портфеля/ портфолио учащегося лежат:
- американский портфель,
- языковой портфель России,
- «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком»,
принятые Советом Европы в 1996 году в Страсбурге. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А, В, С. Кроме того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более объективную картину. Затем как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им намеченного уровня. Через определённый промежуток времени (например, четверть, год, в конце периода обучения) ученик учитель делают повторный/ финальный замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику.

- Европейский языковой портфель, который осуществляет две функции:
• социальную – подобно портфолио художника демонстрирует способности владельца портфеля по иност¬ранным языкам. Портфель не заменяет аттестатов или дипломов, которые учащиеся получают на основании экзаменов, а служит в качестве приложения к последним, предоставляя дополнительную информацию,
• педагогическую – помогает учащимся развивать свои мыслительные способности и самооценку. Эта функция соответствует задаче Совета Европы: способст¬вовать развитию автономности учащегося и изучению языков на протяжении всей жизни.

Таким образом, портфолио - набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц, ставить индивидуальные цели.
Обратите внимание: оценивать самостоятельно.
Мы попросили учащихся 6-а класса охарактеризовать портфолио одним словом, используя «само-». Перед Вами полученный в ходе мозгового штурма результат. Так как работа велась на английском языке, я предлагаю Вам его в первоначальном виде и на русском языке.

Как мы определили цели создания и ведения портфеля?
• отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми
• исследовать собственное развитие в течение определённого времени
• учить учащихся оценивать себя
• ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем
• развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы
• развивать письменные навыки
• обеспечивать преемственность в процессе обучения
• узнать что-то новое и улучшить свои профессиональные умения

Что мы включаем в языковой портфель?
В портфеле ученика обязательно есть
• Титульный лист
• Содержание
• Цель изучения английского языка и создания портфолио
• Письменные работы, характеризующие процесс обучения
• Сочинения
• Рисунки
• Письменные творческие работы
• Листы оценки
• Листы самооценки.

Вот таким образом выглядит страница «Содержание» в портфеле учащихся:

“My Language Portfolio”
Content Page
1. Introduction
2. My portrait
3. What I know and can do in foreign languages
4. Getting better
5. My dossier

Разделы портфеля:
1. Паспорт представляет языки общения в семье; где учился; языки, которые изучал в школе и вне школы; пребывание за границей; проекты. Кроме того, он включает Общеевропейскую шкалу уровней владения языками. Пользуясь дескрипторами, учащиеся и учитель оценивают уровень владения иностранным языком учащегося. Шкала даёт учащемуся перспективу дальнейшего развития коммуникативных умений.
2. Языковая биография
3. Досье включает «лучшие» с точки зрения учащегося работы, свидетельствующие об его успехах в овладении языками.
• «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками)
• стихи и рассказы, написанные учащимся
• индивидуальные и групповые проекты
• работы, выполненные на компьютере
• письма, открытки
• грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося
• памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.).
4. Рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.
Ученики пишут рефлексию к каждому проекту в портфолио. Для этого в 2003-2004 учебном году нами была разработана форма оценки и самооценки проектов.

PROJECT SELF-EVALUATION FORM
(Individual)
1. I’d like to present a project…
2. It was done by…
3. The title of my project is …
4. I’ve chosen this topic because…
5. My project is about…

PROJECT EVALUATION FORM
(Group)
Project topic ______________________________________________
Name ____________________________________________________

The project
is
are great
fantastic
The description of … terrific
The illustration(s) of… boring

В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку.

Перед Вами критерии, которыми могут руководствоваться учащиеся при отборе проектов для портфолио:
• Он интересный
• Я думаю, мой проект красивый
• Мне он нравится
• Мои одноклассники считают, что он хороший
• Я многое узнал, выполняя это задание
• Мне было интересно делать это задание
• Мой проект показывает, что я …
• Я красиво написал
• Мой учитель посоветовал мне
• Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка
Критерии были определены в ходе совместного обсуждения с учащимися.
Оценивание портфеля.
В конце каждой четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов. В конце года учащиеся представляют портфели на школьной конференции и защищают его на экзамене. Перед экзаменом учащиеся получают свои портфели с рецензиями и заполненными оценочными листами.
Вот примеры оценочных листов:
Portfolio Peer Review

“My Language Portfolio” belonging to: _______________________________________
Directions:
Get a general flavour of the Portfolio by first quickly going through each page.
Go back and check:
1) Content Items – are all (or not all) content items are present in Portfolio?
2) Image Quality – does it look good, can you read it?
3) Content Quality – are sentences grammatically correct? Are the texts interesting?
Make comments.

? Content Image Quality* Content Quality
Comments
X G P X G P
* X – excellent, G – good, P – poor
Identity Card
Let me introduce myself (letter)
Coat-of-Arms

Project: One day in the amusement park

What is My Language Portfolio for me? # 1
(essay-reflection)
I know, I can (Unit 1-3)
Skills summary
Learning Strategies Assessment Card
Personal Conduct Grading Card
Attendance and Assignments Assessment Card

Showcase 1
(What is the English language for me?)

What did you like best about this Portfolio?

Reviewer’s Name: ______________________________________________________________

Date Portfolio Peer Review completed and submitted to teacher: _________________________

Unit Date I know Date I can
Unit 1 “About a lot of things” I know how to use Present Indefinite Tense I can tell my classmates about interesting things
I know how to use Past Indefinite Tense I can descried the places I visited
I know how to use Future Indefinite Tense I can describe the things I enjoyed

I know how to use Present Perfect Tense I can describe the people I met

I know how to use Present Continuous Tense I can ask questions

I know how to use Past Continuous Tense I can ask different kinds of questions

I can read and translate the examples
I can write a letter to a friend about real things I enjoyed
I can ask for and give permissions
I can use modal verbs can and may

Оценить свою работу по созданию языкового портфеля учащиеся могут, участвуя в проведении внеклассных мероприятий.
Каким образом велась работа по внедрению языкового портфеля в учебный процесс?
В 2003 – 2004 учебном году работа над Портфелем началась с Досье, в которое учащиеся складывали свои работы, проекты, творческие задания. На данном этапе, как Вы видите, мы не отказались от метода проектов, а, наоборот, используем его как компонент технологии портфолио.
На более позднем этапе мы начали работать с Биографией, помогая учащимся наметить свои собственные учебные задачи и проанали¬зировать свои учебные достижения.
Затем мы познакомили учащихся с Паспортом и показали им, как можно оценить себя на основе уровней, разработанных Советом Европы.

Можно использовать и обратный порядок.
В начале языковой портфель вводится как один из инструментов рефлексии по поводу своей языковой принадлежности и степени владения изучаемыми иностранными языками. Именно таким образом мы построили свою работу в 2004-2005 учебном году.
Далее учащиеся переходят к Биографии и ставят индивидуальные задачи. Учебные результаты накапливаются в Досье и оцениваются в Биографии. На основе этой оценки ставятся новые задачи.
Этот процесс повторяется до конца учебного года, когда учащиеся вновь возвращаются к Паспорту и снова проводят самооценку.

В 2004-2005 учебном году была разработана программа спецкурса «Диалог с друзьями». Второе название курса - «Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика».

Цели данного курса можно определить как:
• формирование межкультурной коммуникативной компетенции,
• осознание общечеловеческих ценностей, развитие межличностных взаимодействий школьников в общении, расширение фоновых знаний,
• развитие у обучающихся навыка рефлексии по поводу проделанной работы,
• продолжение создания языкового портфеля.

Задачи курса:
1) создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия
2) развитие языковых, интеллектуальных и познавательных возможностей обучающихся,
3) развитие письменных навыков обучающихся,
4) расширение эрудиции учащихся и их лингвистического и общего кругозора,
5) создание условий для организации международного телекоммуникационного проекта,
6) развитие навыков самооценки языкового уровня обучающихся с целью совершенствования специфических умений и навыков.

В целях обеспечения наибольшей активности учащихся основную часть занятий мы проводим в форме семинаров и семинаров-практикумов с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения.
На таких занятиях широко используются:
• коммуникативные приемы работы с текстовым материалом,
• парная и групповая работа, обеспечивающая постоянное речевое взаимодействие учащихся,
• переписка со сверстниками – носителями языка,
• взаимоконтроль и самоконтроль посредством использования дескрипторов, оценочных листов, шкалы уровней владения английским языком, автобиографических записей, памяток, и т.д.

В рамках курса предполагается изучение нескольких разделов, каждый из которых состоит из нескольких тем и предполагает рассмотрение ряда вопросов и выполнение разнообразных заданий.
Изучение темы заканчивается выполнением письменных проектов, написанием писем американским друзьям. Именно поэтому спецкурс называется «Диалог с друзьями».

В ходе работы над созданием языкового портфеля по английскому языку определилась концепция.
Основные положения концепции заключаются в следующем:
1. Создание "Языкового Портфеля" требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей.
2. Посредством "Языкового Портфеля" осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся.
3. "Языковой Портфель" усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.
4. Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфеля" реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.
5. "Языковой Портфель" создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка.

Языковой портфель учащихся
- служит средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету,
- повышает мотивацию учащихся к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком,
- учит аккуратно вести записи,
- организовывать их в папку.
Как учитель, просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся. Но более важно для меня то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.

Я думаю, что портфель может быть использован учителями разных предметов, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта учащихся и своего опыта, потому что работа ученика – это всегда работа учителя.
Очень признательна и благодарна администрации гимназии № 6 за возможность работать и реализовывать свои идеи, учащимся (теперь уже) 7-а класса – за участие в работе по созданию портфолио.

(Приложение – электронная презентация)


Литература
1. Английский язык: Развитие навыков повседневной и академической письменной речи /Авт.-сост. О. Ю. Болтнева. - М.: Дрофа, 2004. – 272 с.: ил. – (Дидактические материалы)
2. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. № 5. 2000. С. 6-11.
3. Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. № 3. 2003. С. 58-59.
4. European Language Portfolio: accredited model № 8.2001, awarded to Center for Information on language Teaching and Research. Council of Europe
5. Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998
6. Полат Е. С. Портфель ученика// Иностранные языки в школе. № 1. 2002. С. 22-27.
7. Представляем новый учебник: “English V – учебник для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка//“English” № 18, 2000 (p. 5-12)
8. Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//Иностранные языки в школе. № 1. 2004. С. 8-14
9. Сафонова В. В., Соловова Е. Н. Английский язык 5-9 классы школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 1997.
10. Стандарт основного общего образования по иностранному языку
11. Хрусталева Л. В., Богородицкая В. Н. Учебник английского языка для VI класса шк. с углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей. 3-е издание. – М.: 2003
12. English Teaching Forum (Vol. 40, number 4) October 2002 / “Teaching Portfolios as Assessment Tools”
13. Erin Bouma. The challenge of project work in Russia//“English” № 17, 2003
14. Using Self-Assessment in the Classroom. Rationale and Suggested Techniques. by Christine Coombe / “English” № 10, 2003 (p.7)
15. http: // www.english-zone.com/teach


 Языковой_портфель_к_докладу.ppt (408, : 10010)



   
Smart
Smart
Лига образования